Проект «Случайности не случайны» 

пленочная фотография

2013

Этот проект родился из моего назойливого вопроса: что остаётся нашего — человеческого, непредсказуемого — в мире, где все кажется просчитанным, запланированным, отслеженым? Я решила устроить саботаж собственному контролю.

Я взяла одну катушку среднеформатной пленки. Сначала я методично, почти как картограф, снимала Рим — его камни, тени, поток туристов. Потом, не перематывая, этой же пленкой сняла Лондон — его дожди, небо в сетке проводов. Я сознательно отдала результат на откуп химии, свету и чистой случайности. Как лягут эти два города друг на друга? Какая новая, третья, реальность родится в этом браке изображений, который я не могла предвидеть?

Случай здесь — не ошибка, а соавтор. Он не разрушил мои кадры — он сшил из них нечто третье, не Рим и не Лондон, а призрачный город-гибрид, существующий только на этой пленке. Почему я выбрала пленку вместо цифры? Она физический свидетель случайности с необратимым процессом. Цифра слишком предсказуема, мой эксперимент — о капитуляции контроля. Наложение автопортрета — это жест добровольной потери контроля: мое «Я» сталкиваясь с другими, рождает третий образ — который не принадлежит никому.

Вопрос проекта — не в том, силён ли случай. Вопрос в другом: может ли эта слепая игра создать ценность, которую не спланируешь? И что это говорит о нашей запланированной жизни? Эти сдвоенные кадры — мой эксперимент. Они — материальное доказательство того, что хаос не просто есть. Он может быть щедрым. Он может подарить нам римского голубя, сидящего на шляпе лондонского джентльмена. И в этой нелепости — странная, неконтролируемая правда о мире, которую я искала. Сила случая — не в везении. Она — в его способности быть генератором неожиданных смыслов, когда ты отпускаешь контроль.

RU
EN